На днях устроил себе кино-вечер, пересматривая старые фильмы. Дай думаю, пересмотрю фильм «Лофт», он мне когда-то очень понравился. Я вообще любитель качественного триллера. И знаете что?
Когда смотришь через призму своих знаний и навыков, через умение анализировать поведенческую психологию – от многих моментов начинает тошнить. Сейчас расскажу почему.
Раньше, когда я не увлекался психологией отношений, эти моменты спокойно проходили мимо меня. Я просто не обращал на них внимания. Сейчас я смотрю кино и вижу его не как развлекательный сюжет, а как набор глупостей и ошибок. Потому что смотрю с позиции прикладных знаний и опыта. По итогу просмотра уверенно швыряю в корзину это голливудское «творение» из своего бывшего списка лучших фильмов. Ибо я снова увидел демонизацию женщин и кучку беспомощных оленей.
Что же там такого, спросите вы?
Давайте-ка проверим – найдите время и посмотрите сами. И, если происходящее в фильме в плане М и Ж не вызовет у вас шока и негодования, – вам пора задуматься. Крепко задуматься. А вообще, скажите мне – кто и когда в последний раз видел сильного мужского персонажа в кино? Сильного именно в плане отношений с женщинами, а не в плане стрелялок-догонялок?
Я не видел. Мне только один приходит на ум – герой Челентано из «Укрощения строптивого». И то, тот в конце сдулся правда, но держался как мог. Взгляните на это!
Даже если мы с вами возьмем шаблонных, нормальных персонажей с точки зрения правильного начала общения с женщиной – например «Красавчик Алфи», «Бабник» или «3 метра над уровнем неба», – то в отношениях главные герои все равно пролетели, как фанера над Парижем. Слезы поражения, сопли от нереализованности, горечь потери любимой, разочарование в жизни, тоска – вот главный лейтмотив всех этих картин. А уж знаменитый «Метод Хитча», за исключением пары мимолетных вещей — вообще поэма оленизму. В отечественных картинах за примерами тоже далеко ходить не придется.
«Где находится Нофелет» – в центре внимания более-менее уверенный в себе персонаж.
В конце мы все равно видим, как жена кричит на него, бьет, – и главный герой уползает из кадра хуже побитой дворняги. Не слишком вдохновляющие примеры для подражания, да?
Я сейчас понял, что на основании кинематографа могу целую монографию создать. Просто хватаете любой фильм, где есть хоть малейшая движуха с М и Ж – и начинаете препарировать аки ловкий хирург. И, готов спорить – отовсюду полезут олени и демонизация женщин. В любом фильме, какой ни начни смотреть – с 99% вероятности женщины представлены коварными, недоступными хамками с ненавистью к мужчинам. Мужчины же будут показаны жалкими, глупыми баранами. Меня поражает, как в кинематографе позиционируется начало общения и вообще отношения М и Ж. Сейчас изображу в красках детальный пример, и вы поймёте о чем я.
Название фильма уже не вспомню, но эта сцена осталась в памяти накрепко. Итак, что нам показывают:
Статный, деловой мужчина на белом Porsche в костюме, курит присев на капот (это его машина). Возле офиса, где корпоративное мероприятие, вечеринка. На стоянку выходит официантка, что обслуживает вечеринку. Облокотившись к стене, смотрит на этого мужчину и говорит «огоньку не найдется?»
И что бы вы думали он делает? Он подходит к ней (идти метров шесть, не меньше). Да, да, подходит к ней сам. Хотя ОНА попросила его, а не он. Подходит и с угодливым видом ей прикуривает. С видом счастливого щеночка, которого удостоили вниманием, счастьем прислужить и унизиться.
Причем у женщины – надменно-хитрый взгляд, взгляд человека которому должны. А у мужчины вид ребенка – глаза огромные, удивленно счастливые, щенячья улыбка до ушей. Как вам? Забавно, правда?
И нечто подобное вы увидите в КАЖДОМ фильме, где есть сцена общения мужчины с женщиной. И в отечественном кинематографе, и в зарубежном.

Общая суть, которая способна объединить ВСЕ подобные сцены, поставить некий общий знаменатель — выглядит следующим образом:
- У женщины надменное/уверенное/хитрое/холодное выражение на лице.
- Она всегда на своей волне, в своем фрейме. Она чувствует свое превосходство.
- А у мужчины — услужливое/угодливое/детское/виноватое выражение, неуверенные метасообщения, страх обидеть, страх ошибиться, страх не понравиться. Суета в надежде снискать расположение гордой и загадочной госпожи.
Поведенчески же это выглядит так: песик виляет хвостом и изо всех сил старается угодить.
Почему эта тема столь болезненна для меня?
А вот почему. Молодые люди, подрастающее поколение – набираются моделей поведения в основном из кино. Ибо кино – самый популярный способ донесения информации до широких масс. И что получится, если основной моделью поведения которая там транслируется – является ужас расписанный мною выше?
Мальчики, юноши, парни, мужчины – перенимают слабое поведение на себя, как единственно верное и возможное, потому что просто не знают альтернатив! Они не знают, как по-другому. Они не знают, что можно быть сильными и женщины станут счастливее от их сильного поведения.
Если герои КИНО – которые всегда примеры для подражания, под которых часто охота «косить» – ведут себя, как щенки? И вокруг нет правильных моделей/способов поведения – как быть?
В сегодняшних реалиях только умение ориентироваться в психологии отношений дает верное понимание происходящего и сильные решения, которые всегда сработают на пользу обоим сторонам.
Автор: Михаил Романовский
Психолог, Ментор