Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.
(Конфуций)

ЗАЧЕМ СТАВИТЬ ЦЕЛИдержать ориентир и руку на пульсе
не отклоняться в сторону от того, что действительно важно
расставить приоритеты
провести с пользой ещё один год жизни
приблизиться к воплощению крупных (многолетних) целей
КАК ОТЛИЧИТЬ
1. Цели от Желаний
За желанием стоит «хотелка» и нет действия
2. Цели от Планов
Цели первичны, Цели — это стартовая точка
Планы — вторичны. Планы — это беговая дорожка, по которой вы совершаете свой путь от старта.
КАК СФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛИ (алгоритм)Если первым в алгоритме стоит ЖЕЛАНИЕ (МЕЧТА), воспринимайте ее как запал, ту самую искру и не более.
потому что далее предстоит проверить, соответствует ли эта мечта вашим глубинным ценностям (семья, финансы, саморазвитие, доверие).
Из ценностей формируется и сама ЦЕЛЬ (примеры ниже)
и только затем ПЛАН по ее воплощению
КОГДА МЕЖДУ ЦЕННОСТЯМИ И ЦЕЛЯМИ КОНФЛИКТ
Цель: У меня много клиентов (нет конкретики). У меня 10 клиентов в день
Ценность: Забота о себе; Сохранение ресурса.
Итог: конфликт, необходимость выбирать
ИТАК, вы выбрали ЦЕЛЬ. Предлагаю вам чек-лист по ее проверке:Она согласована с ценностями (Я специалист своего дела. Ценности: саморазвитие, карьера, признание)
звучит в настоящем или неопределенном времени (Стать специалистом; Я востребованный специалист)
Добавить конкретики (Я востребованный психолог, у меня 10 клиентов в день + желаемый размер оплаты труда)
Приложить визуализацию (картинка, образ, коллаж), чтобы усилить эмоциональное подкрепление
ПРИМЕР СОЧЕТАЕМОСТИ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТЕЙ (с применением алгоритма)
Желание: «Ух ты какая машина! Вот бы мне такую!»
Ценность: Путешествия (проверка на совместимость пройдена)
Цель: Купить машину (марка, год, цвет, цена, картинка на экран телефона — конкретика обязательна)
План: Сходить на тест-драйв, Определить сумму первого взноса, Если требуется увеличить доход, то каким образом (разбить план на маленькие шаги)
КОУЧИНГОВЫЕ ВОПРОСЫ для проверки цели на пригодность:
1. Что вы почувствуете, когда цель будет достигнута?
2. Когда, где и с кем вы хотите достичь этой цели?
3. Как эта цель поможет достичь большего? Что важного произойдёт при достижении этой цели?
4. Если вы ещё не достигли цели, тогда какие побочные выгоды несёт вам нынешнее положение вещей? Если изменения произойдут, не утратишь ли ты эти выгоды?
5. Соответствует ли цель тому, кем вы хотите быть в этом мире? Стоит ли цель того?

Автор: Евгения Осипова
Коуч, аналитик Дизайна Человека (Humandesign). А также преподаватель йоги и медитации. Педагог, писатель, экоактивист. Мама.